Главная
 
 

   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   


Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>
 

Поздравляем с Днем науки!
Поздравляем с Днем науки!
подробнее   >>>
 

Проводится набор на дистанционные курсы повышения квалификации 'Информатизация образовательного процесса. Электронное обучение'
подробнее   >>>
 


все новости...

 
 
Отправить форму Консультации о поступлении
 
 

Система охлаждения

Неисправности системы охлаждения имеют следующие призна­ки: подтекание охлаждающей жидкости, перегрев или переохлажде­ние двигателя, а также повышенный шум при работе жидкостного насоса, возникающий при выходе из строя его подшипников.

      Подтекание охлаждающей жидкости может быть вызвано не­герметичностью соединений шлангов системы охлаждения со штуцерами и патрубками, неплотностью соединений фланцев пат­рубков, негерметичностью спускных пробок и краника отопителя, по­вреждением шлангов, трещинами в бачках и сердцевине радиатора, износом самоподжимного сальникового уплотнения жидкостного насоса (при вытекании жидкости из дренажного отверстия насоса).

Контроль герметичности системы охлаждения производится спе­циальным устройством, которое устанавливается вместо пробки на горловину радиатора или расширительного бачка и при помощи на­соса устройства создают избыточное давление в системе 0,05— 0,07 МПа, при котором не допускается просачивания жидкости из системы. Однако обычно подтекание жидкости легко обнаруживает­ся по мокрым следам на месте стоянки, а также по снижению уровня охлаждающей жидкости в системе охлаждения.

      Негерметичность соединений шлангов и фланцев патрубков уст­раняется подтяжкой их креплений — хомутов и резьбовых деталей. Поврежденные шланги и негерметичные пробки и краники заменя­ют на новые.

      Подтекание жидкости через трещины в бачках или сердцевине радиатора устраняется заделкой трещин при помощи пайки или зак­леивания. Незначительное подтекание жидкости через радиатор мо­жет быть устранено при помощи добавления в охлаждающую жид­кость специальных герметиков. Однако применение герметиков уст­раняет подтекание жидкости, как правило, лишь на небольшое вре­мя и может иметь вредные для системы охлаждения двигателя по­следствия. При добавлении герметика в охлаждающую жидкость его частицы осаждаются не только на поврежденные места, но и на ос­тальные поверхности, увеличивая отложения на внутренних поверх­ностях элементов системы охлаждения. Это может ухудшить цирку­ляцию жидкости в системе и соответственно снизить эффективность охлаждения двигателя и работы отопителя. В этом случае помимо замены негерметичного радиатора потребуется тщательно промыть всю систему охлаждения.

      В случае вытекания жидкости через дренажное отверстие кор­пуса жидкостного насоса необходимо снять его с автомобиля для ремонта (замены деталей сальникового уплотнения) или замены. Если небольшое подтекание из дренажного отверстия обнаружено в период обкатки автомобиля, это может являться результатом не­законченной приработки деталей уплотнения и принимать меры к устранению течи пока нет необходимости. Недопустимо устранять подтекание закрытием отверстия. Это неизбежно приведет к попа­данию жидкости в подшипники насоса и к их разрушению.

      Перегрев двигателя характеризуется повышенной температурой и возможным закипанием охлаждающей жидкости. Возникает он вследствие недостаточного уровня охлаждающей жидкости; пробук­совки или обрыва ремня привода жидкостного насоса и генератора (кроме двигателей ВАЗ-2108 и МеМЗ-245, у которых привод жидкостного насоса от зубчатого ремня газораспределительного механиз­ма); неисправности электровентилятора (не включается из-за неисп­равности датчика или электродвигателя, который не дает нужной (частоты вращения); поломки крыльчатки жидкостного насоса; неисправности термостата (не открывается основной клапан и жидкость через радиатор не циркулирует); засорения воздушных проходов в сердцевине радиатора; отложения загрязнений и накипи в радиаторе  и на стенках рубашки охлаждения.

      При перегреве двигателя охлаждающая жидкость значительно увеличивается в объеме и может происходить ее выход через проб­ку распределительного бачка. А при сильном (свыше 110°С) пере­греве жидкости она может закипеть и вследствие значительного повышения давления в системе охлаждения (особенно при неисп­равном паровом клапане пробки расширительного бачка или радиа­тора) может нарушиться герметичность радиатора (радиатор поте­чет). Кроме того, при перегреве происходят потеря мощности дви­гателя вследствие ухудшения наполнения цилиндров горючей сме­сью, а также падение давления и выгорание масла, что приводит к усиленному изнашиванию поршневой группы и цилиндров. При длительной работе с повышенной температурой возможно закли­нивание поршней в цилиндрах и выход двигателя из строя, поэто­му при первых признаках перегрева необходимо принимать меры к устранению его причин. При снижении уровня охлаждающей жид­кости необходимо определить и устранить причину его снижения и долить необходимое количество охлаждающей жидкости.

      Пробуксовка ремня привода жидкостного насоса (кроме двигате­лей ВАЗ-2108 и МеМЗ-245) может происходить вследствие его слабого натяжения и (или) замасливания. Ослабление натяжения ремня явля­ется следствием его вытягивания, в результате чего частота вращения насоса, вентилятора и генератора отстает от частоты вращения коленча­того вала. Признаками пробуксовки ремня помимо перегрева двигателя являются подергивание стрелки амперметра, а также недозаряд аккуму­ляторной батареи (более тусклый, чем обычно, свет ламп).

      Проверка натяжения ремня привода жидкостного насоса и гене­ратора осуществляется по прогибу ремня при приложении к нему определенного усилия. Для проверки натяжения могут использоваться линейка с рейкой.

При измерении рейку прикладывают к приводным шкивам, а линейку устанавливают посередине рейки и, надавливая на линейку с определенным усилием, измеряют величи­ну прогиба ремня и сравнивают измеренное значение с требуемым. Однако точность измерения при использовании данного способа не­высока и в значительной степени зависит от опыта работника, по­скольку при данном способе не производится измерения прилагае­мого к линейке усилия. Поэтому для более точного измерения натя­жения ремня следует использовать специальное динамометрическое устройство, состоящее из динамометра со шкалой и планки. При из­мерении натяжения ремня с помощью динамометрического устрой­ства его планку опирают на шкивы ремня и, надавливая на ручку до упора буртика штока в упорную втулку, снимают со шкалы значение приложенного к ремню усилия.

      Величины прогиба ремней привода жидкостного насоса и генера­тора должны составлять на двигателях ВАЗ 10—15 мм при усилии натяжения 100 Н, а на других рассматриваемых двигателях — 8— 9 мм при усилии 100 Н на двигателе МеМЗ-245 и 40 Н — на остальных двигателях.

      Для натяжения ослабленного ремня необходимо ослабить гайки крепления генератора к натяжной планке и кронштейну блока ци­линдров соответственно, а на двигателях УЗАМ-331 и -412 также и гайку крепления натяжной планки к блоку. Затем с помощью мон­тажной лопатки отжимают генератор от блока, добиваясь необходи­мого натяжения ремня, и фиксируют положение генератора предварительной затяжкой гайки крепления его к планке. После проверки натяжения ремня производится окончательная затяжка гайки креп­ления генератора к планке и остальных гаек крепления генератора.

      При регулировке натяжения ремня необходимо иметь в виду, что при недостаточном натяжении ремня на больших оборотах двигателя ;; вследствие пробуксовки он будет нагреваться и это приведет к его из-; носу и расслоению. В то же время при чрезмерном натяжении ремня : происходит ускоренный износ подшипников жидкостного насоса и генератора, а также ускоренное вытягивание и разрушение самого ремня.

      Замасливание ремня удаляется после его снятия протиркой ручь­ев приводных шкивов и самого ремня тряпкой, слегка смоченной в ; бензине.

Снятие и установка ремня привода водяного насоса и генератора производятся следующим образом. Для снятия ремня необходимо ослабить крепления генератора, как описано выше, прижать генера­тор с помощью монтажной лопатки к блоку двигателя и снять осво­божденный ремень со шкива. Установку ремня производят в обрат­ном порядке. После установки ремня проверяют его натяжение и при необходимости производят регулировку натяжения.

      При обрыве ремня производится установка нового ремня и про­верка его натяжения в описанном выше порядке.

      Проверка электропривода вентилятора производится по темпера­туре охлаждающей жидкости, при которой происходят его включе­ние и выключение. Температура замыкания контактов устанавливае­мого на изучаемых автомобилях датчика включения электродвигате­ля вентилятора ТМ108 составляет 89—94°С. Если при данной темпе­ратуре не происходит включения вентилятора или же он не отключа­ется при снижении температуры ниже 80°С, то необходимо найти и устранить причину неисправности (устранить обрыв в электрической цепи привода вентилятора, заменить неисправный датчик или элект­родвигатель вентилятора).

      Проверка действия термостата (рис. 59) может производиться не­посредственно на автомобиле. Для этого необходимо пустить двига­тель и ощупать рукой нижний бачок или нижний патрубок радиато­ра. При исправном термостате бачок или патрубок начинает прогре­ваться, когда температура охлаждающей жидкости достигнет 80— 90°С. При этом стрелка указателя температуры в комбинации прибо­ров должна находиться на расстоянии 3—4 мм от красной зоны шка­лы (рис. 60) или располагаться между делениями 80—100 мм на циф­ровом указателе. Однако более просто и удобно производить провер­ку термостата (особенно термостата двигателя УЗАМ-412, который не вмонтирован в закрытый штампованный корпус, как на других двигателях), если снять его с двигателя. Для этого снятый с двигате­ля термостат опускают в сосуд с водой, нагревают в нем воду и опре­деляют по термометру температуру начального и полного открытия клапанов, а также их ход.

      Термостат считается исправным, если температура начала откры­тия основного клапана и его ход составляют соответственно 85—89° С и ход клапана не менее 8 мм — для двигателей ВАЗ-2108 и МеМЗ-245;

77—86° С и ход клапана не менее 6 мм — для остальных рассматрива­емых двигателей.

      При выходе контролируемых параметров за указанные выше пре­делы термостат подлежит замене.

      При поломке жидкостного насоса его снимают с двигателя, раз­бирают и восстанавливают его работоспособность заменой вышед­ших из строя деталей либо заменяют на новый.

      Засорение воздушных проходов в сердцевине радиатора определяется внешним осмотром и устраняется вначале прочисткой щеткой с длинным ворсом, промывкой сердцевины струей воды со стороны двигателя, а затем продувкой сжатым воздухом.

      Загрязнения и накипь в рубашке охлаждения и в радиаторе значи­тельно ухудшают теплоотдачу и вызывают поэтому систематичес­кий перегрев двигателя. Для устранения этого необходимо промыть систему охлаждения одним из специальных составов, удаляющих

накипь, в соответствии с технологией его применения, после чего промыть систему чистой водой и

заправить охлаждающей жидко­стью.

      Переохлаждение двигателя может быть вызвано неисправностью термостата (не закрывается основной клапан). Необходимо проверить термостат способом, указанным выше, и при необходимости заме­нить его. Работа двигателя при низкой температуре охлаждающей жидкости приводит к потере мощности и вызывает усиленное изна­шивание деталей кривошипно-шатунного механизма вследствие ухуд­шения условий смазки из-за конденсации паров топлива, смывания масла со стенок цилиндров и разжижения масла в картере.

      При замене или ремонте вышедших из строя элементов систе­мы охлаждения необходимо полностью или частично (например, при замене расположенных в верхней части двигателя шлангов) слить из системы охлаждающую жидкость. Для этого нужно от­вернуть сливные пробки или краники и открыть крышку расшири­тельного бачка или радиатора. Слив жидкости производится в чис­тую посуду, чтобы слитую жидкость можно было использовать повторно.

      Техническое обслуживание системы охлаждения. Ежедневно необходимо проверять натяжение ремня привода жидкостного на­соса и генератора, отсутствие подтеканий и контролировать уро­вень охлаждающей жидкости.          Во время работы двигателя и сразу после его остановки уровень жидкости повышен в связи с ее рас­ширением при нагреве. Поэтому контроль уровня охлаждающей жидкости следует производить на холодном двигателе (желатель­но при температуре около 20°С). Уровень охлаждающей жидко­сти должен быть на автомобилях ВАЗ и ЗАЗ на 2—3 см выше рис­ки с отметкой «МШ» в расширительном бачке, на автомобилях АЗЛК — на 5—10 мм выше соединительного шва расширительно­го бачка, а на автомобиле ИЖ-21251 находиться вблизи наливной горловины радиатора.

      В качестве охлаждающей жидкости в системах охлаждения дви­гателей используются Тосол-А40 и Тосол-А65. Эти жидкости пред­ставляют собой водные растворы Тосола-АМ, состоящего из этиленгликоля и комплекса различных присадок. В связи с тем, что темпе­ратура кипения этиленгликоля почти в два раза выше температуры кипения воды, при эксплуатации автомобиля из охлаждающей жид­кости в первую очередь испаряется вода. Поэтому для восстановле­ния качества охлаждающей жидкости при отсутствии ее утечек из системы охлаждения двигателя необходимо доливать дистиллиро­ванную воду. Если же падение уровня охлаждающей жидкости было вызвано ее утечкой, то доливать следует охлаждающую жидкость той же марки, что была залита в двигатель. Поддержание необходи­мого состава охлаждающей жидкости особенно важно в условиях зимней эксплуатации, поскольку температура кристаллизации тосо-ла зависит от концентрации его раствора. Ниже приводятся данные о температурах кристаллизации охлаждающей жидкости при различ­ной концентрации в ней тосола.

      Температуры кристаллизации охлаждающей жидкости, °С при соотношениях массы Тосола-AM и дистиллированной воды в %:

 

100 и 0

80 и 20

70 и 30

65 и 35

60 и 40

56 и 44

50 и 50

40 и 60

-21,5

-45

-49

-65

-52

-40

-35,3

-24

 

      Из приведенных данных видно, что излишняя концентрация То­сола повышает температуру его кристаллизации так же, как и слиш­ком малая его концентрация.

      В связи с этим при сезонном обслуживании автомобиля при под­готовке его к зимней эксплуатации рекомендуется проверять плотность охлаждающей жидкости при помощи плотномера. Плотность охлаж­дающей жидкости Тосол-А40 должна составлять 1,075—1,085 г/см3, и для Тосола-А65 — 1,085—1,095 г/см3. В случае несоответствия плот­ности доливают либо концентрированный Тосол-АМ, либо дистилли­рованную воду.

      Совершенно недопустимо попадание в охлаждающую жидкость нефтепродуктов, так как это вызывает резкое вспенивание жидко­сти, в результате чего двигатель будет перегреваться и может про­изойти выброс охлаждающей жидкости из радиатора или расшири­тельного бачка. Охлаждающие жидкости Тосол-А40 и Тосол-А65 имеют температуру кристаллизации соответственно -40 и -65 °С и температуру кипения при атмосферном давлении около 108°С. При указанных отрицательных температурах жидкость превращается не в лед, а в густую массу, которая не вызывает повреждения радиато­ра и блока цилиндров двигателя. Эти жидкости не склонны к вспе­ниванию, отложению накипи и испарению, но являются ядовиты­ми. При попадании их в организм человека может произойти тяже­лое отравление, поэтому их нельзя отсасывать ртом через шланг. После работы с ними надо хорошо мыть руки с мылом. Не следует допускать попадания жидкости на окрашенную поверхность кузова во избежание порчи окраски. Хранить жидкость можно в закупо­ренной чистой стеклянной, пластмассовой или железной, но не оцин­кованной посуде.

      Для всех двигателей, эксплуатируемых в южных регионах стра­ны круглогодично, а в районах средней полосы и севера в теплое время года, при необходимости допускается заливать в систему ох­лаждения чистую мягкую воду, а еще лучше дистиллированную. Для этого из системы охлаждения сливают низкозамерзающую жидкость, заливают до полного уровня воду, пускают двигатель и прогревают его до нормальной температуры (80—90°С). Затем останавливают двигатель, сливают воду и окончательно заправляют систему чистой водой. Следует, однако, иметь в виду, что применение даже мягкой воды способствует образованию накипи на внутренних поверхностях рубашки охлаждения. Поэтому целесообразно при наливке в систему охлаждения воды, и особенно жесткой, добавлять в нее препарат «Ан-тинакипин». Применять воду в системах охлаждения с алюминиевы­ми радиаторами не рекомендуется во избежание окисления трубок.

      Через 60 000 км пробега или через два года Тосол надо менять. Замена охлаждающей жидкости двигателя производится в следую­щем порядке: снять пробку заливной горловины расширительного бачка, открыть кран отопителя салона кузова, вывернуть сливные пробки радиатора и блока цилиндров и слить охлаждающую жид­кость в посуду. Удалить остатки жидкости из расширительного бач­ка. Затем надо залить в систему чистую воду, дать двигателю пора­ботать 3-4 мин, слить воду и залить тосол. При снижении уровня жидкости за счет ее испарения надо доливать дистиллированную воду.

      Для заполнения системы охлаждающей жидкостью через расши­рительный бачок на двигателе ВАЗ-2106 необходимо отворачивать специальную пробку и снимать подводящий шланг отопи­теля кузова для более полного выхода воздуха из системы. После I завертывания пробки и присоединения шланга жидкость доливают до установленного уровня в расширительном бачке.
При заполнении охлаждающей жидкостью системы охлаждения двигателя УЗАМ-412 производится удаление воздуха из системы путем выпуска его через разъемный верхний отводящий шланг ради­атора отопителя.


Купить кондиционеры в квартиру по выгодным ценам - Holod54.

Диагностирование и техническое обслуживание двигателя Снятие и разборка двигателя Сортировка и комплектование деталей Кривошипно-шатунный механизм Механизм газораспределения Смазочная система Система питания Система зажигания Приработка и испытание двигателя после ремонта Сцепление 

 
   
   

Реклама: