Главная
 
 

   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   


Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>
 

Поздравляем с Днем науки!
Поздравляем с Днем науки!
подробнее   >>>
 

Проводится набор на дистанционные курсы повышения квалификации 'Информатизация образовательного процесса. Электронное обучение'
подробнее   >>>
 


все новости...

 
 
Отправить форму Консультации о поступлении
 
 

Посадочные манекены

Сидящий на сиденье человек-оператор может принимать раз­личные позы. Возникает проблема выбора условной точки начала координат, относительно которой можно было бы определять раз­меры, характеризующие положение человека на сиденье. Надо, чтобы эта точка незначительно изменяла свое положение при из­менениях рабочей позы оператора, связанных с управлением ав­томобилем или трактором, и была достаточно характерной для тела человека. Относительно такой точки можно было бы опреде­лять и положение сидящих пассажиров.

В некоторых случаях за начало координат на виде сбоку прини­мается точка пересечения габаритных очертаний подушки сиде­нья и спинки, обращенных к телу сидящего человека. Это может быть справедливым, если сиденье жесткое. При мягких сиденье и спинке эта точка существенно смещается, что затрудняет прове­дение измерений и снижает их достоверность.

Действующими стандартами установлено, что за исходную точ­ку, относительно которой производятся измерения, определяю­щие положение тела человека на сиденье и в кабине, принимает­ся точка пересечения геометрической оси, соединяющей центры правого и левого тазобедренных суставов, с продольной верти­кальной плоскостью симметрии тела. Она обозначается латинской буквой Я (при проектных работах эта точка обозначается латин­ской буквой К).

Установлено, что положение точки Я мало изменяется не только при обычных рабочих движениях оператора, но и в тех случаях, когда на сиденье оказываются люди разного роста и комплекции, хотя размеры их тела существенно различаются.

Несложно найти человека, рост которого точно отвечает, на­пример, 95-му перцентилю, но размеры отдельных частей его тела, т. е. остальные антропометрические характеристики, скорее всего будут отличаться от размеров при этом перцентиле.

Разработаны и стандартизованы манекены (ГОСТ 20304—90), антропометрические характеристики которых соответствуют оп­ределенным перцентилям. Эти манекены получили название по­садочных, потому что с их помощью определяются рабочие позы и другие параметры, характеризующие положение человека-опе­ратора на сиденье. Существуют трехмерные и двухмерные поса­дочные манекены.

Трехмерный посадочный манекен применяется для определе­ния параметров, обусловливающих положение человека в реаль­ном автомобиле или тракторе. С его помощью определяется также фактическое положение точки Я посадочного места. Трехмерный посадочный манекен представляет собой довольно сложное уст­ройство, выполненное с высокой точностью (рис. 1.13).

Манекен помещается на сиденье пластмассовой седалищной панелью, а спинная панель — также пластмассовая — опирается о спинку сиденья. Форма этих панелей оговорена стандартом. Ос­тальные детали манекена выполнены из стали.

Спинная панель может поворачиваться относительно седалищной вокруг оси та­зобедренного шарнира.

От оси тазобедренного шарнира вперед направлен остов тазо­бедренной части, который выполнен телескопическим. При этом можно изменять его длину при настройке размеров манекена на определенный уровень репрезентативности. На переднем конце остова тазобедренной части размещена поперечная ось, имитиру­ющая коленный сустав, на нее справа и слева установлены эле­менты, имитирующие голень. Эти части манекена также выпол­нены телескопическими. На частях манекена размещаются грузы, позволяющие довести массу этих частей до значений, соответ­ствующих массам частей тела человека. Общая масса манекена со­ставляет 75,6 кг.

Вверх от оси тазобедренного шарнира направлен поворотный шток с наконечником. Относительно этого штока, когда он уста­новлен строго вертикально, измеряется угол наклона спинки си­денья.

Для измерения угла наклона седалищной панели относительно горизонтали на этой панели установлены уровни. Элементы поса­дочного манекена снабжены линейными и угловыми шкалами (А, В, D, Е, F, К,М),с помощью которых устанавливаются их разме­ры и относительное расположение.

Трехмерный посадочный манекен в собранном виде показан на рис. 1.14. После размещения манекена на сиденье в первую очередь производится проверка со­впадения координат точки Я с координатами точки R, которые отражены в конструкторской документации. Затем по угловой шкале поворотного штока, ко­торый устанавливается верти­кально, определяется фактичес­кий угол наклона спинки си­денья.

Угловые шкалы, имеющиеся в «суставах» манекена, позволя­ют определить углы между эти­ми элементами.

Таблица

Размеры элементов, мм, трехмерного посадочного манекена при различных уровнях репрезентативности

Элемент манекена на рис. 1.14

Уровень репрезентативности, %

10

50

95

А (голень)

391

417

460

В (бедро)

406

432

455

 

Размеры бедра и голени манекена могут изменяться при на­стройке его на определенный уровень репрезентативности (табл. 1.8).

Трехмерный посадочный манекен можно использовать только при исследованиях готового изделия — сиденья или автомобиля. При конструкторских работах применяют двухмерные посадоч­ные манекены, которые по своим размерам соответствуют трех­мерному, настроенному на определенный уровень репрезентатив­ности.



Общие нормы эксплуатационного пробега шин грузовых автомобилей, прицепов, полуприцепов и автобусов, тыс. км Примечания Общие нормы эксплуатационного пробега диагональных шин легковых автомобилей, тыс. км Эргономика Основные сведения об антропометрии Хиротехника Общие сведения Компоновка рабочего места водителя автомобиля и места пассажира Компоновка рабочего места водителя трактора Общая компоновка приборной панели 

 
   
   

Реклама: