Главная
 
 

   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   


Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>
 

Поздравляем с Днем науки!
Поздравляем с Днем науки!
подробнее   >>>
 

Проводится набор на дистанционные курсы повышения квалификации 'Информатизация образовательного процесса. Электронное обучение'
подробнее   >>>
 


все новости...

 
 
Отправить форму Консультации о поступлении
 
 

Компоновка рабочего места водителя автомобиля и места пассажира

Под компоновкой рабочего места водителя будем понимать ос­новные геометрические размеры, характеризующие его положе­ние относительно кабины, и размещение органов управления.

Для предварительного размещения водителя в кабине исполь­зуется двухмерный посадочный манекен 95-го уровня репрезен­тативности (ГОСТ 20304—90). Работа обычно проводится в масш­табе 1:5 (иногда 1:10), что обеспечивает необходимую на этом этапе точность, а графические изображения получаются доста­точно компактными. Если работа выполняется с использованием какой-либо из компьютерных конструкторских программ, то воп­рос о выборе масштаба отпадает, поскольку вывести изображе­ние на печать (для обсуждений и утверждения) можно в любом масштабе без потери точности.

В зависимости от типа транспортного средства выбирается тот или иной тип посадки водителя. В легковом автомобиле водитель располагается низко, ноги почти вытянуты, спинка сиденья от­клонена от вертикали на значительный угол, что позволяет полу­чить небольшую высоту автомобиля, соответственно уменьшив аэродинамическое сопротивление. В грузовом автомобиле и тракто­ре водитель располагается на более высоком сиденье, ноги больше согнуты в коленях, спинка сиденья расположена почти верти­кально. При таком расположении водителя длина кабины мини­мальна, а ее высота с точки зрения аэродинамики не имеет реша­ющего значения из-за больших габаритных размеров машины по высоте (грузовой автомобиль) или небольшой скорости движе­ния (трактор).
Размещение водителя начинают с построения внутренних (об­ращенных к водителю) границ пола и перегородок. Причем под термином перегородка в соответствии с ГОСТ Р 41.35 — 99 пони­мается любой постоянный элемент конструкции (например, тон­нельный выступ над карданным валом или коробкой передач, колесный кожух, боковая панель кузова и т.п.).
Затем, исходя из типа (категории) транспортного средства, назначают высоту си­денья с учетом деформации подушки, которую принимают для легкового автомобиля ориентировочно около 80... 100 мм, для гру­зового автомобиля и трактора — соответственно меньше. Если предполагается использование подрессоренного сиденья, то учи­тывают его перемещение под весом водителя (статический про­гиб с учетом характеристики упругости подвески сиденья). Подробно «взаимодействие»
Для определения положения сиденья водителя по длине и на­клона спинки пользуются дан­ными из стандартов. В качестве примера на рис. 2.2 и в табл. 2.1 приведены значения углов меж­ду элементами посадочного ма­некена и, соответственно, води­теля грузового автомобиля, ав­тобуса, троллейбуса и других ма­шин с похожей посадкой води­теля

Таблица 2.1

Параметры рабочей позы водителя грузового автомобиля, автобуса

и троллейбуса

 

Наименование параметра

Обозначение на рис. 2.2

Значение, °

Угол отклонения туловища от вертикали

А1

10...25

Угол между туловищем и бедром

А2

90 ...120

Угол между бедром и голенью

Аз

95 ... 135

Угол между голенью и стопой

А4

90

для правой ноги в рабочем положении

 

 

Угол между туловищем и плечом

A5

5...50

Угол между плечом и предплечьем

А6

80... 160

Угол между предплечьем и кистью

А7

170 ...190

Угол наклона бедра к горизонтали

А8

>4

 

Примечание. Если угол А4 не установлен, то рабочее положение стопы правой ноги принимается равным половине полного хода педали акселератора.

Для конкретного определе­ния рабочей позы водителя необходимо прежде всего ориентиро­ваться на здравый смысл, разумеется, не нарушая при этом тре­бований стандарта. Каждый человек, и компоновщик в частно­сти, много раз видел сидящих людей и, взглянув на положение посадочного манекена, может с достаточной точностью предпо­ложить, удобная у него поза или нет.

Для легковых автомобилей, как указывалось выше, сиденье имеет меньшую высоту, ноги более вытянуты (угол А3 больше), спинка сиденья наклоняется на больший угол {Ах — 30° и более).

Углы А5, A6, А7 определяют положение рук водителя на руле­вом колесе.

Чаще всего диаметр рулевого колеса составляет 350...420 мм, однако на спортивных автомобилях он может быть и 280 мм, а на тяжелых грузовиках и автобусах — до 600 мм. С увеличением диа­метра, естественно, увеличивается крутящий момент, который водитель может приложить к нему при одинаковом усилии на обо­де, но одновременно уменьшается достижимая скорость враще­ния руля («скорость руления»). Именно поэтому на спортивных ма­шинах применяют руль малого размера, а на тяжелых машинах — большого, это увеличивает безопасность в случае отказа рулевого усилителя. Диаметр обода руля обычно около 20...30 мм.

На усилие, которое водитель может приложить к ободу рулево­го колеса, существенно влияет угол его наклона (рис. 2.3). Если принять за 100 % достижимое усилие при почти вертикальном по­ложении плоскости руля (10° относительно вертикали), то при по­чти горизонтальном положении (80°) усилие увеличивается при­мерно на 25 %.

Это объясняется анатомическими особенностями человека.

Параметры рабочего места водителя для грузовых автомобилей, автобусов и троллейбусов, регламентированные ОСТ 37.001.413 — 86, приведены на рис. 2.4 и в табл. 2.2.

 

Таблица 2.2

Параметры рабочего места водителя грузового автомобиля, автобуса

и троллейбуса

 

 

 

 

 

Наименование параметра

Обозначение

Значение,

на рис. 2.4

мм

Расстояние от нижнего края нерегулируе-

е

≥ 180

мого рулевого колеса до ненагруженной

 

 

поверхности подушки сиденья при верх-

 

 

нем положении сиденья на всем диапазоне

 

 

продольной регулировки

 

 

Расстояние от точки L до внутренней

h

1100

обивки крыши (сиденье в крайнем заднем

 

нижнем положении по регулировке)

 

 

Ширина рабочего места водителя

 b

≥ 750

≥ 350

Расстояние от левой внутренней стенки

    b1.

кабины до оси симметрии сиденья

 

Примечание. В обоснованных случаях (оговоренных в стандарте) значе­ния е, h и о, могут быть уменьшены.



Камелия. У нас вы сможете купить гальку в мешках в москве на выгодных условиях.

Эргономика Основные сведения об антропометрии Посадочные манекены Хиротехника Общие сведения Компоновка рабочего места водителя трактора Общая компоновка приборной панели Информативность приборной панели Современное состояние среды обитания человека Природная среда  

 
   
   

Реклама: