Главная
 
 

   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   


Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>
 

Поздравляем с Днем науки!
Поздравляем с Днем науки!
подробнее   >>>
 

Проводится набор на дистанционные курсы повышения квалификации 'Информатизация образовательного процесса. Электронное обучение'
подробнее   >>>
 


все новости...

 
 
Отправить форму Консультации о поступлении
 
 

Компоновка рабочего места водителя автомобиля и места пассажира

Под компоновкой рабочего места водителя будем понимать ос­новные геометрические размеры, характеризующие его положе­ние относительно кабины, и размещение органов управления.

Для предварительного размещения водителя в кабине исполь­зуется двухмерный посадочный манекен 95-го уровня репрезен­тативности (ГОСТ 20304—90). Работа обычно проводится в масш­табе 1:5 (иногда 1:10), что обеспечивает необходимую на этом этапе точность, а графические изображения получаются доста­точно компактными. Если работа выполняется с использованием какой-либо из компьютерных конструкторских программ, то воп­рос о выборе масштаба отпадает, поскольку вывести изображе­ние на печать (для обсуждений и утверждения) можно в любом масштабе без потери точности.

В зависимости от типа транспортного средства выбирается тот или иной тип посадки водителя. В легковом автомобиле водитель располагается низко, ноги почти вытянуты, спинка сиденья от­клонена от вертикали на значительный угол, что позволяет полу­чить небольшую высоту автомобиля, соответственно уменьшив аэродинамическое сопротивление. В грузовом автомобиле и тракто­ре водитель располагается на более высоком сиденье, ноги больше согнуты в коленях, спинка сиденья расположена почти верти­кально. При таком расположении водителя длина кабины мини­мальна, а ее высота с точки зрения аэродинамики не имеет реша­ющего значения из-за больших габаритных размеров машины по высоте (грузовой автомобиль) или небольшой скорости движе­ния (трактор).
Размещение водителя начинают с построения внутренних (об­ращенных к водителю) границ пола и перегородок. Причем под термином перегородка в соответствии с ГОСТ Р 41.35 — 99 пони­мается любой постоянный элемент конструкции (например, тон­нельный выступ над карданным валом или коробкой передач, колесный кожух, боковая панель кузова и т.п.).
Затем, исходя из типа (категории) транспортного средства, назначают высоту си­денья с учетом деформации подушки, которую принимают для легкового автомобиля ориентировочно около 80... 100 мм, для гру­зового автомобиля и трактора — соответственно меньше. Если предполагается использование подрессоренного сиденья, то учи­тывают его перемещение под весом водителя (статический про­гиб с учетом характеристики упругости подвески сиденья). Подробно «взаимодействие»
Для определения положения сиденья водителя по длине и на­клона спинки пользуются дан­ными из стандартов. В качестве примера на рис. 2.2 и в табл. 2.1 приведены значения углов меж­ду элементами посадочного ма­некена и, соответственно, води­теля грузового автомобиля, ав­тобуса, троллейбуса и других ма­шин с похожей посадкой води­теля

Таблица 2.1

Параметры рабочей позы водителя грузового автомобиля, автобуса

и троллейбуса

 

Наименование параметра

Обозначение на рис. 2.2

Значение, °

Угол отклонения туловища от вертикали

А1

10...25

Угол между туловищем и бедром

А2

90 ...120

Угол между бедром и голенью

Аз

95 ... 135

Угол между голенью и стопой

А4

90

для правой ноги в рабочем положении

 

 

Угол между туловищем и плечом

A5

5...50

Угол между плечом и предплечьем

А6

80... 160

Угол между предплечьем и кистью

А7

170 ...190

Угол наклона бедра к горизонтали

А8

>4

 

Примечание. Если угол А4 не установлен, то рабочее положение стопы правой ноги принимается равным половине полного хода педали акселератора.

Для конкретного определе­ния рабочей позы водителя необходимо прежде всего ориентиро­ваться на здравый смысл, разумеется, не нарушая при этом тре­бований стандарта. Каждый человек, и компоновщик в частно­сти, много раз видел сидящих людей и, взглянув на положение посадочного манекена, может с достаточной точностью предпо­ложить, удобная у него поза или нет.

Для легковых автомобилей, как указывалось выше, сиденье имеет меньшую высоту, ноги более вытянуты (угол А3 больше), спинка сиденья наклоняется на больший угол {Ах — 30° и более).

Углы А5, A6, А7 определяют положение рук водителя на руле­вом колесе.

Чаще всего диаметр рулевого колеса составляет 350...420 мм, однако на спортивных автомобилях он может быть и 280 мм, а на тяжелых грузовиках и автобусах — до 600 мм. С увеличением диа­метра, естественно, увеличивается крутящий момент, который водитель может приложить к нему при одинаковом усилии на обо­де, но одновременно уменьшается достижимая скорость враще­ния руля («скорость руления»). Именно поэтому на спортивных ма­шинах применяют руль малого размера, а на тяжелых машинах — большого, это увеличивает безопасность в случае отказа рулевого усилителя. Диаметр обода руля обычно около 20...30 мм.

На усилие, которое водитель может приложить к ободу рулево­го колеса, существенно влияет угол его наклона (рис. 2.3). Если принять за 100 % достижимое усилие при почти вертикальном по­ложении плоскости руля (10° относительно вертикали), то при по­чти горизонтальном положении (80°) усилие увеличивается при­мерно на 25 %.

Это объясняется анатомическими особенностями человека.

Параметры рабочего места водителя для грузовых автомобилей, автобусов и троллейбусов, регламентированные ОСТ 37.001.413 — 86, приведены на рис. 2.4 и в табл. 2.2.

 

Таблица 2.2

Параметры рабочего места водителя грузового автомобиля, автобуса

и троллейбуса

 

 

 

 

 

Наименование параметра

Обозначение

Значение,

на рис. 2.4

мм

Расстояние от нижнего края нерегулируе-

е

≥ 180

мого рулевого колеса до ненагруженной

 

 

поверхности подушки сиденья при верх-

 

 

нем положении сиденья на всем диапазоне

 

 

продольной регулировки

 

 

Расстояние от точки L до внутренней

h

1100

обивки крыши (сиденье в крайнем заднем

 

нижнем положении по регулировке)

 

 

Ширина рабочего места водителя

 b

≥ 750

≥ 350

Расстояние от левой внутренней стенки

    b1.

кабины до оси симметрии сиденья

 

Примечание. В обоснованных случаях (оговоренных в стандарте) значе­ния е, h и о, могут быть уменьшены.



 
   
   

Реклама: