Главная
 
 

   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   


Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>
 

Поздравляем с Днем науки!
Поздравляем с Днем науки!
подробнее   >>>
 

Проводится набор на дистанционные курсы повышения квалификации 'Информатизация образовательного процесса. Электронное обучение'
подробнее   >>>
 


все новости...

 
 
Отправить форму Консультации о поступлении
 
 

Общая компоновка приборной панели

В самом общем виде управление автомобилем или трактором представляет собой процесс непрерывного регулирования с по­мощью органов управления траектории движения и скорости на основе информации, которую водитель получает от объекта уп­равления и окружающей среды через свои органы чувств. Основ­ной канал получения этой информации — зрение. Значительная доля информации поступает к водителю от средств отображения информации (СОИ). Средства отображения информации могут быть различными: аналоговые и цифровые приборы разных видов, дис­плеи, сигнальные лампы, индикаторы, световые табло и др. Они должны быть расположены перед водителем в доступных для обо­зрения местах. Основная часть СОИ помещается на панели, кото­рую принято называть панелью приборов.

На самой первой стадии компоновки приборной панели необ­ходимо решить два вопроса: как расположить приборную панель и какую информацию она должна предоставлять водителю, т. е. ка­кие средства отображения информации она должна содержать.

Если транспортное средство имеет рулевое колесо (штурвал), то обычно панель приборов располагается за ним, что ограничи­вает ее обзорность водителем. Такое взаимное расположение руле­вого колеса и панели приборов характерно для автомобилей.

При компоновке рабочего места водителя в первом приближе­нии место размещения панели приборов можно определить с по­мощью построений.

На боковой проекции автомобиля строятся характеристические точки положения глаз водителя V1 и V2. Порядок их нахождения изложен в предыдущей главе. На компоновочном чертеже должно быть указано положение рулевого колеса. Поскольку верхняя точ­ка рулевого колеса обычно лежит вблизи нижней границы зоны обзорности переднего окна, то панель приборов приходится раз­мещать таким образом, что она видна водителю только в про­странстве между ободом рулевого колеса в его верхней части и ступицей рулевого колеса. Исходя из этого осуществим следую­щее построение. Из верхней характеристической точки положе­ния глаз водителя V1 проводим два луча: один через нижнюю кром­ку обода рулевого колеса, другой — через верхнюю кромку его ступицы. Эти лучи в ориентировочной зоне размещения панели приборов дают отрезок V1. Этот отрезок будет виден из точки V1. Затем так же проведем два луча из точки V2, они дадут отрезок V2, который будет виден из точки V2. Очевидно, что изображенный на рисунке отрезок А будет виден из обеих точек. В этой зоне и следу­ет располагать среднюю часть панели приборов.

Продольные размеры, определяющие положение панели при­боров, диктуются следующими соображениями. С одной стороны, желательно поместить ее возможно ближе к водителю. Тогда ему будет удобнее видеть мелкие детали (деления и цифры на шкалах приборов и др.), но в этом случае размеры панели получатся мень­ше, потому что лучи из точек V1 и V2 расходятся, а свободное пространство между панелью и рулем уменьшится до недопусти­мой величины. С другой стороны, при реальной компоновке авто­мобиля область в верхней части переднего щита кузова оказыва­ется крайне насыщенной различными устройствами. В результате разместить здесь приборы, которые имеют существенные разме­ры по глубине, трудно, тем более что панель приборов сверху обычно закрывается козырьком. Обычно место расположения па­нели приборов по глубине определяется на основе компромисса.

Построение, проведенное, задает лишь ориентиро­вочное положение панели приборов. Конструктор должен иметь в виду, что обзорность приборов будет ограничена не только сверху и снизу (ободом рулевого колеса и его ступицей в среднем сече­нии), но и с боков. Представление о реальной обзорности. Кроме обода рулевого колеса и его ступицы, обзорности приборов мешают также руки водителя при их обычном положении на руле (помечены буквой Р). Таким образом, водитель может видеть лишь зону, выделенную на рисунке штриховкой. Здесь и следует располагать основные средства отображения информации.

Однако заштрихованная область также не дает пол­ного представления о реальной зоне, в которой следует помес­тить панель приборов. Как известно, человек имеет бинокулярное зрение, и благодаря этому боковые границы зоны видимости па­нели будут шире, чем заштрихованная область рисунка. Можно определить рациональное место размещения панели приборов с помощью какой-либо из современных графических компьютер­ных программ, но окончательное решение обычно принимается только после изготовления посадочного макета кабины.

Панель приборов, расположенная за рулем, — это не единствен­ное место для размещения средств отображения информации. Можно использовать пространство слева и справа от рулевого колеса, на консоли посредине автомобиля под передней панелью кузова, а также в передней части потолка кабины. Световые инди­каторы иногда помещают над панелью приборов, у нижней кромки переднего окна.

При компоновке панели приборов трактора следует руковод­ствоваться действующими стандартами, касающимися размеще­ния средств отображения информации (ГОСТ 12.2.019 — 86).

За исходную точку, относительно которой проводятся постро­ения при компоновке расположения приборной панели, прини­мается точка отсчета параметров обзорности К. Ее положение, в свою очередь, определяется относительно точки отсчета сиденья

(см. гл. 2). Расстояние от точки K до поверхности приборов, имеющих шкалы и буквенно-цифровой ал­фавит, должно быть в пределах 500...850 мм.

Контрольно-измерительные при­боры и другие средства отобра­жения информации должны быть расположены в пределах зоны, огра­ниченной углами. Следует иметь в виду, что значения этих углов даны ори­ентировочно. Конкретные их зна­чения следует принимать в соот­ветствии с действующими стандар­тами. В технически обоснованных случаях средства отображения ин­ формации трактора могут располагаться и в других местах, это допускается стандартами. В любом случае конструктор должен не слепо следовать предписаниям и правилам, а учитывать реальные компоновочные особенности машины. Панель приборов ни в коем случае не должна ограничивать внешнюю обзорность трактора. Необходимо учитывать, что панель приборов может заслоняться от водителя рулем или рычагами, на которых он постоянно дер­жит руки.



Посадочные манекены Хиротехника Общие сведения Компоновка рабочего места водителя автомобиля и места пассажира Компоновка рабочего места водителя трактора Информативность приборной панели Современное состояние среды обитания человека Природная среда  Техносфера Негативные факторы, присущие техносфере 

 
   
   

Реклама: